Общая информация
Столица Латвии Рига расположена на берегах Даугавы у места ее впадения в Балтийское море. Рига - столица Латвийской Республики, административный и политический центр государства. Здесь разместились посольства и консульства 23 стран, главные учреждения государственного управления и парламент (см. также - авиабилеты в Ригу).
Рига делится на 6 предместий и районов. В центре, между Даугавой и каналом, расположена ее историческая часть - Старая Рига (Вецрига), сохраняющая нерегулярные очертания укрепленного средневекового города. В предместьях исторически сложилась жилая зона, а на окраинах города - район частных домов. На территории города находятся также несколько озер и лесные массивы, служащие местом отдыха рижан.
Географически выгодное расположение и культурно-исторические ценности обеспечивают Риге славу популярного туристического центра. В Риге до 30 различных музеев. Больше всего полюбились туристам Этнографический музей под открытым небом, Музей прикладного искусства, Музей истории Риги и мореходства. Гости могут посетить Латвийскую филармонию, Национальную Оперу, где выступали звезды мирового класса, провести время в парке культуры и отдыха Межапаркс. В Риге организуются главные культурные мероприятия республики - Дни искусства, различные фестивали, грандиозный Праздник песни. В городе много парков, в которых летом работают открытые кафе. Летние кафе открываются и на площадях Старой Риги, где можно освежить себя глотком горьковатого рижского пива. В Старом городе много всевозможных кабачков и кафе, здесь можно вкусно поужинать или просто посидеть в кругу друзей.
Достопримечательности Риги
Ратушная площадь
Образовалась еще в середине XIII в. Вначале здесь находился торг с важней (где стояли большие городские весы), пекарским и мясницким рядами, с лавками ремесленников. Однако главной функцией площади было управление городом. Здесь зачитывались распоряжения и приказы городских властей, проводились различные торжества, праздничные шествия, игры, турниры, танцы, карнавалы, гвардейские смотры и представления мистерий. Тут же стоял и позорный столб, у которого отбывали наказание нарушители порядка и преступники, здесь на эшафоте совершались публичные казни. Во время Календарных беспорядков в 1589 г. на Ратушной площади палач отрубил голову как ратману Г.Велингу и секретарю рата И.Тастию, так и вождям мятежников М.Гизе и X. Бринкену.
В центре Ратушной площади стояла статуя Роланда - символ судебной власти, свободы и независимости средневекового города, а также охраны торговли. Первоначальный вариант статуи был деревянный и не сохранился. В 1894 г. скульптор А.Фольц по эскизу архитектора В.Неймана изготовил статую из силезского песчаника, которая была водружена на пьедестал из финского гранита. Ее можно осмотреть в церкви Св. Петра.
Вокруг Ратушной площади находятся музеи и общественные учреждения. В восстановленной Ратуше работает Рижская дума, в Доме Черноголовых – музей, здесь проходят и концерты. В настоящий момент в Доме Черноголовых находится канцелярия Президента Латвии, рядом с Домом Черноголовых - Рижский центр туристической информации.
Музей оккупации, рассказывающий о новейшей истории Латвии. Здесь же находится выставочный зал Rīgas Mākslas telpa – одна из самых современных художественных галерей, к тому же под землей! Недалеко от площади расположен Музей солнца, а на окрестных улицах находятся многочисленные рестораны и магазины.
Дом Черноголовых
Это здание – одно из самых нарядных в городе. Впервые оно упомянуто в документах в 1334 году как Новый Дом Большой гильдии. В конце XV века верхний этаж дома, парадный холл, бал передан в аренду Черноголовым – так именовал себя союз неженатых купцов в городах восточной Балтии. Рижская организация Черноголовых – самая влиятельная в этом союзе – возникла в конце XIII века как братство св. Георгия. Но позднее купцы провозгласили своим патроном св. Маврикия и его символ – черную голову включили в герб организации. Готическое ядро здания сохранялось из века в век, хотя внешний его наряд неоднократно менялся. Когда в 1713 году все здание стало собственностью Черноголовых, его главный фасад был перестроен в стиле маньеризма. В 1941 году Дом Черноголовых, как и находившееся напротив него здание Ратуши, был разрушен. И лишь недавно Дом Черноголовых был восстановлен в его богатом внешнем и внутреннем убранстве.
В связи с переносом канцелярии Президента Латвии в помещения Дома Черноголовых с августа 2012 года Дом Черноголовых будет закрыт для посетителей.
Церковь Св. Петра
Церковь Св. Петра - доминанта и самый высокий шпиль Риги, один из старейших и наиболее ценных памятников монументальной средневековой архитектуры в странах Балтии. Это самая высокая церковь города, а также памятник готической архитектуры 13-го века государственного значения.
Почти с самого основания Риги эта церковь приковывала взгляд как самое высокое строение в городе. Первое письменное упоминание о Петровской церкви относится к 1209 г. Это было главное сакральное строение средневековой Риги, где действовала и одна из старейших школ. История церкви Св. Петра неразрывно связана с историей города. Политику становления Риги определяли три главных силы: идеологическая власть - епископ, реальная военная сила - Орден и городская коммуна - ремесленники и торговцы. В истоках Риги тесно стоят рядом замки епископа и Ордена меченосцев и главная церковь городского прихода. Все три ведущие силы на протяжении веков соперничали и конфликтовали вплоть до вооруженных столкновений. Церковь Петра пережила три этапа строительства и перестроек.
На первом этапе в XIII веке возведена средняя часть нынешнего храма, от которой сохранились внешние стены боковых приделов и несколько столбов в интерьере. Предполагается, что церковь имела отдельно стоящую колокольню. Рижский рат держал двух стражей, который дежурили на башне денно и нощно. Обязанностью стражей было звуком трубы предупреждать город о грозящей опасности. На башне было два колокола, один из которых назывался "трудовым" - он своим боем возвещал начало и конец рабочего дня, а второй - "долгим" (видимо, по длительности звучания), его звоном начинались религиозные церемонии. На втором этапе в 1408-09 гг. построена новая алтарная часть, позднее, в 1456-91 гг., возведена 136-метровая башня, которая в 1666 г. рухнула, унеся жизнь восьми человек, но вскоре была восстановлена.
В пожаре 1677 г. сгорели 250 домов, церкви Петра и Иоанна. Восстановительные работы велись с размахом: по счетам видно, что за время работ было выпито 52 бочки пива, на еду истрачена 1 марка, на три застолья - 8 эре, да на Троицу почтенному мастеру выдано 6 бочек пива, которые он распил со своими подмастерьями. На третьем этапе, в 1671-90 гг., перестроен западный фасад церкви и возведена новая башня высотой 64,5 м - самая высокая тогда деревянная конструкция в Европе. Главный фасад приобрел барочную облицовку, портал украсили скульптуры из известняка. В 1721 г. в башню церкви Петра ударила молния, и башня сгорела, не помогло и личное участие царя Петра I в тушении пожара. В 1743-46 гг. башня восстановлена в прежнем виде, общая высота ее достигает 120,7 м. Во время второй мировой войны башня рухнула, уничтожив многие из конструкций церкви и деталей интерьера.
Башня восстановлена в металлических конструкциях в 1968-73 гг. ее высота достигла 123,5 м. В 1984 г. завершена реконструкция интерьера. Сейчас в церкви проводятся выставки, концерты. По воскресеньям в церкви Св. Петра ведутся богослужения. Посетители могут подняться на платформы на отметке 57м и 71м и полюбоваться панорамой города. С высоты отчетливо видны границы древней и новой Риги. Возле Петровской церкви расположен сквер, сохранивший очертания былой застройки. Со стороны улицы Скарню виден подарок города Бремена - скульптурное изображение знаменитых Бременских музыкантов.
Домский собор
Домский собор был основан 25 июля 1211 года. Строительство первоначального здания завершилось в 1270 году, а свой нынешний облик собор обрел в конце XIX века. Сегодня в Рижском Домском соборе наряду с богослужениями проводятся концерты с участием известных музыкантов.
С веками собор постоянно перестраивался, вбирая в себя признаки разных архитектурных стилей – романского, готического, барокко, классицизма. Домская церковь строилась в XIII веке в романском стиле. В ее старейшей – алтарной части и в восточном поперечном нефе сохранились массивные стены, крестовые своды, полуциркульные оконные арки. Средневековое полихромное убранство храма почти полностью утрачено (во время иконоборческих погромов в 1524 году и после большого пожара 1547 года). И сегодня в интерьере преобладают произведения декоративного искусства маньеризма и барокко. С юга к собору примыкает двор, окруженный с трех сторон крестовым ходом – галереей, являющейся выдающимся памятником раннеготической архитектуры.
Галерея построена в начале XIII века и представляет собой крытый стрельчатыми крестовыми сводами ход, соединяющий Домский собор с монастырем – местом пребывания высшего духовенства. Над западным крылом галереи находилась основанная в 1211 году Домская школа, а к восточному и южному крылам галереи примыкали монастырские помещения. В начале XVI века монастырь был ликвидирован, его помещения стали использоваться для хозяйственных целей.
Большой художественной ценностью обладает многоярусное обрамление центральной части органа, одного из крупнейших в мире, установленного в 1884 году фирмой Walcker & Co в Людвигсбурге (Германия), имеет 6718 деревянных и металлических труб, 124 регистра, 2 пульта с 4 мануалами и педальной клавиатурой, отличается насыщенностью и красотой звучания. В 1962 году зал Домского собора был приспособлен для концертов государственной филармонии. Этому предшествовала большая реставрация интерьера.
Богослужения проводятся по воскресеньям в 12:00, в остальные дни – в 08:00. В первое воскресенье месяца в 17:00 проводится богослужение для семей с детьми.
Конвента Сета
Двор Конвента сохранился по сей день, охватив перестроенные с годами дома и дворы, примыкавшие к Белокаменному замку (в настоящее время Музей декоративно-прикладного искусства). Замок был разгромлен горожанами во время распрей с Орденом меченосцев в конце XIII в. В хронике XIV в. об этом сказано скупо: В 1297 г. во время правления магистра Бруно граждане Риги впервые начали войну с Орденом. Успехи рижан, однако, завершились поражением в 1330 г., когда город капитулировал и был вынужден построить новый замок на другой территории - на берегу Даугавы, где тогда находился госпиталь Св. Духа. Орден переселился в новый замок, а госпиталь - на подворье старого замка, которое стало называться двором Конвента Св. Духа. В 1488 г. город разрешил устроить здесь монастырь терциариев. Находившиеся во дворе Конвента строения были превращены в приюты дня немощных, склады, жилые дома. Но все они сохраняли символ Св. Духа - рельефное изображение голубя. Дома различались по окраске голубя и соответственно назывались Синий голубь, Желтый, Черный, Белый, Коричневый голубь и т.д. Во дворе Конвента после реставрации оборудована гостиница Konventa Seta, с традиционными "голубиными" названиями корпусов.
Пороховая башня
Единственная полностью сохранившаяся башня оборонительной системы Риги. Она была и самой большой и до XVII века защищала главный сухопутный въезд в город - Песчаные ворота. Первое письменное упоминание о ней относится к 1330 году, под названием Песчаной. В XV в. башня перестроена для хранения огнестрельного оружия. Сама башня в 1515 г. имела 13 пушек, тяжелые крепостные ружья и др.; она была вооружена лучше всех остальных башен города. Сохранились вмурованные в стену железные кольца, к которым крепились цепи, сдерживавшие откат пушки после выстрела. В 1621 г., во время осады города Густавом Адольфом, башня сильно пострадала, но была восстановлена. Пороховой она стала называться с XVII в когда в ней хранился порох. Башня перестраивалась и в 1892 г. Сейчас в Пороховой башне расположен Латвийский военный музей.
Латвийский музей архитектуры
Он расположен в Старой Риге, в так называемых Тpex братьях. Эти строения вместе с внутренним двором - памятники средневековой архитектуры; в них размещена и государственная инспекция охраны памятников культуры. В коллекции музея несколько тысяч единиц хранения; это оригиналы работ архитекторов: рисунки, эскизы, чертежи Постоянной экспозиции не имеется ознакомиться с фондами можно по предварительной договоренности. Три брата воплощают в себе принципы градостроения средневековой Риги; узкие здания, повернутые к улице торцами и тесно прижатые друг к другу, действительно, напоминают братьев.
За сквером, недалеко от улицы Калею, виден дом с башенками, на каждой из которых стоит, выгнув спину, кот. Легенда о "Кошкином доме" гласит, что жили когда-то два соседа, которые ладили друг с другом не лучше, чем кошка с собакой. Один сосед поставил на своем Доме котов в многозначительной позе, а другой, в пику ему, собаку.