Общая информация
За годы своей истории Калькутта приобрела много названий: Город дворцов, Черная дыра, Кладбище Британской империи, Жемчужина Востока. В 2001 году Калькутту нарекли новым официальным именем - Колката.
В истории редко случается, чтобы город так остро поносили и клеймили его знаменитые посетители. Французский антрополог Клод Леви-Стросс как-то назвал Калькуту "местом всего, что стоит ненавидеть в мире". Американский кинорежиссер Вуди Аллен отметил: "здесь есть 100 не внесенных в список заболеваний". Лауреат Нобелевской премии по литературе Видиадхар Сураджпрасад Найпол заявил: "Я не знаю другого города, судьба которого была бы столь безнадежна". Его немецкий коллега, также лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс, прожив в городе в течение нескольких месяцев, пошел еще дальше и придумал худшее оскорбление из всех: "Это куча мусора, выброшенная Богом". И даже бывший премьер-министр Индии Раджив Ганди назвал Калькутту "умирающим городом" и пожелал, что бы она просто исчезла с лица Земли.
Первой покровительницей Калькутты была Кали, одна из наиболее почитаемых божеств в индуизме. Ее часто изображают обнаженной, с четырьмя руками и темной кожей. Ее лицо перекошено гримасой. Гипнотический и пронзительный третий глаз расположен на лбу. Она носит ожерелье из голов мужчин. Верующие знают, что богиню разрушения не следует воспринимать легкомысленно. Согласно индуистской легенде, она бесстрашна перед лицом смерти и сознательно предпочла смерть на огне. Обезумевший от потери своей супруги, Шива исполнил ужасный танец смерти, и Земля вздрогнула. Дабы воспрепятствовать непоправимому, Вишну метнул магический диск, тело Кали раскололось на 52 кусочка и упало на Землю. Мизинец правой ноги приземлился возле реки Хугли. Спустя некоторое время на этом месте возник город Калькутта.
Другой покровительницей Калькутты была Мария Тереза. Католическая монахиня из Албании прибыла в Калькутту в начале 1930-х и в 1948 году основала монашескую конгрегацию Сестры Миссионерки Любви для помощи бедным, больным, инвалидам. Основана ею монашеская конгрегация вышла за пределы Индии, и в настоящий момент действует в 111 странах мира, обычно, в бедных регионах и местах стихийных бедствий. В 1979 году Мария Тереза Калькуттская получила Нобелевскую премию мира, в 1997 Золотую медаль Конгресса, высшую награду США . Спустя шесть лет после ее смерти была причислена к лику святых. В нескольких шагах от храма Кали находится здание, в котором продолжает действовать основанная Матерью Терезой монашеская конгрегация. Монахини по-прежнему заботятся о больных, нищих и престарелых.
Как Мумбаи и Ченнаи, история города тесно взаимосвязана с колониальными устремлениями Великобритании. Когда то только гордая столица Британской Индии, Калькутта воскрешает в памяти эпоху британского владычества и чувство затерянности во времени. Созданная в качестве важного торгового центра Ост-Индской компании на берегах реки Хугли в конце 17 века, она выросла до самого большого торгового центра Азии, заслужив название “Жемчужина Востока”. Благодаря великолепным викторианским зданиям, декоративным озерам, выложенным из булыжника пешеходным дорожкам, фигурным фонарным столбам, и паркам, Калькутта была полностью европейским городом по своей архитектуре и ощущениям, став излюбленным местом английских колонистов. Как столица Британской Индии, Калькутта процветала в течение всего девятнадцатого столетия. Здесь был основан первый современный индийский университет в 1857 году, город стал очагом индийского искусства и литературы. Но Калькутта была построена в болотистой дельте, высокая температура, влажность, административно невыгодное расположение на восточных окраинах государства, рост национального самосознания и стремление бенгальцев к независимости, окончательно убедили британцев перенести столицу в Делив 1911 году.
Изначально потеря статуса политического центра Индии мало повлияла на экономическое положение Калькутты. Но раздел единого государства на Индию и Пакистан возымело катастрофические последствия для города. Количество выехавшего индуистского населения из Западного Пакистана в Пенджаб примерно равнялся миграции мусульманского населения из Пенджаба в Западный Пакистан. Миграция в Западной Бенгалии почти всегда была в одну сторону. Примерно четыре миллиона индуистских беженцев из Восточной Бенгалии прибыли в Западную Бенгалию, загромождая и без того перенаселенную Калькутту. Был период, когда люди умирали от голода на улицах, формируя образ Калькутты как символа крайней нищеты. Не успела столица штата оправиться от первой волны мигрантов, как началась вторая волна беженцев в результате индо-пакистанской войны 1971 года. Ситуация еще больше усугубилась, когда правящая в штате Коммунистическая партия Индии пыталась упразднить феодальную систему землевладения. С того времени Калькутта заслужила репутацию места, непригодного для проживания, превратившись в город ужасающей бедности и дряхлых зданий, с переполненным населением.
С тех пор, когда англичане окончательно покинули Индию, Калькутта надолго погрузилась в царство хаоса и нищеты, грязи и запустения. Сегодня, большая часть архитектурного наследия города находится в плачевном состоянии, монументальные колониальные здания практически не реставрируются. Мох и грязь покрывают когда-то красивые викторианские дома – обветшавшая каменная кладка, облупленная краска и штукатурка, покоробленные солнцем деревянные окна служат ярким свидетельством равнодушия к колониальному наследию. Вдали от главных дорог, сточные канавы выстланы мусором. Ветхие здания Калькутты и хаос его улиц создают пугающее первое впечатление на приезжих туристов. Третий по величине город Индии (после Мумбаи и Дели) служит ярким свидетельством множества социальных проблем государства.
Калькутта стала важным центром коммунистического движения в Индии. Штат Западная Бенгалия, столицей которого является Калькута, находился под властью коммунистической партии Индии в течение 34 лет (1977-2011) - самое продолжительное правление демократически избранного коммунистического правительства в мире. Мамата Банерджи, победив на выборах 2011 года, покончила с 34 летним правлением коммунистов в Западной Бенгалии. Правление коммунистов нашло свое отражение в названиях улиц и памятников Калькутты. Здесь, например, есть улицы Ленина, Хо Ши Мина, Карла Маркса, других известных революционеров, в самом крупном парке города под названием Майдан установленная скульптура Ленина.
Индия обладает ядерным оружием, посылает спутники в космос, при этом обеспечивает едва половину своего населения чистой питьевой водой и электричеством, более 40 процентов населения неграмотно, пятая часть граждан недоедают. Страна с миллиардным населением, казалось, навсегда обречена на отставание из-за кастовой системы и апатии своих граждан. Но, начиная с 1991 года, Индия сделала огромные успехи в развитии своей экономики благодаря программе экономических реформ. В новом тысячелетии, темпы роста Индии составляют почти 8 процентов в год и приближаются к Китаю. Экспорт страны растет небывалыми темпами. Основным двигателем этого роста в настоящее время стали компьютерные технологии, а не традиционный дешевый текстиль. После Китая, Индия считается вторым локомотивом развития мировой экономики.
Экономика Калькутты преодолела длительную стагнацию и также начала динамично развиваться с начала 1990-х и на сегодняшний день является одной из наиболее быстрорастущих в стране. ИТ-сектор города растет со скоростью 70% в год, что вдвое превышает средний показатель по стране. Примечательно то, что успешные рыночные реформы происходили в штате, возглавляемом на протяжении свыше трех десятилетий коммунистическим правительством.
Рикши являются популярным видом транспорта в Калькутте. В отличие от большинства крупных индийских городов, у них нет велосипеда, прикрепленного к телеге. Собственники рикш используют силы своих мышц и выносливость босых ног, чтобы заработать себе кусок хлеба. Эта работа имеет мало общего с глобализацией. Ступая по шершавому асфальту, часто босиком, они зарабатывают скудные средства тяжелым, но честным трудом. Водители рикш доставляют все виды багажа к гостиницам, магазинам и домам по всему городу: живых кур, спелые бананы, продукты на свадьбу. Большинство пассажиров рикш принадлежат к среднему классу, бедные не могут позволить себе такое удовольствие, богатые же предпочитают роскошные автомобили.
Коммунистическое правительство уже давно пыталось отменить "бесчеловечный" труд бедолаг, но организованные профсоюзами протесты, подпитываемые страхами массовой безработицы, свели на нет все усилия. С низким уровнем образования или профессиональной подготовки, люди, занимающиеся этим изнурительным трудом, имеют немного перспектив трудоустройства на другую работу. Многие приезжают в Калькутту из Бихара, одного из самых бедных штатов Индии. Что их клиенты будут делать, когда рикши окончательно уберут с улиц города?
Дурга Пуджа является самым важным и торжественным событием в Калькутте. Во время фестиваля в городе устанавливают более двух тысяч пандалов (временные постройки), в которых происходят празднования и пожертвования богини Дурги. Город украшен огнями. Люди со всей страны стремятся посетить Калькутту в это время, каждая ночь является одним сплошным карнавалом, в котором принимают участие жители города со своими семьями, друзьями, приезжими. Уличное движение прекращается, большинство людей отказаться от своих автомобилей и передвигаются пешком. Организовываются конкурсы на самый красивый пандал. На фотографии снизу вы можете видеть пандал, построенный в форме парусника. Дургу Пуджу в Калькутте часто называют Рио Карнавалом Восточного полушария. Обычно, фестиваль происходит в октябре, но может выпадать в сентябре или ноябре, в зависимости от традиционного календаря.