Общая информация
Антверпен — самый большой город Фландрии и столица самой северной провинции Бельгии, центр моды и бриллиантовой индустрии. Кроме того, это второй по величине порт Европы после Роттердама. Антверпен — весьма разносторонний город, который равно гордится своими музеями, ночными клубами и парками.
Одна из версий происхождения названия города звучит следующим образом. У реки Шельды жил великан по имени Дрюон Антигон, Он останавливал тех, кто переходил реку по мосту, и требовал платить ему дань, а тем, кто отказывался, великан отрубал руку. Римский воин Сильвиус Брабо сразился с великаном и победил его. Брабо отрубил великану кисть (флам. hand) и бросил ее в реку (флам. werpen-бросать). У безопасного брода люди построили город, который назвали Handwerpen. Постепенно «Хандверпен» превратилось в «Антверпен».
Достопримечательности
- Grote Markt (Гроте Маркт), центр которой занимает необарочный фонтан Брабо (Brabo Fountain, Жеф Ламбо, 1887). Самое примечательное здание на Grote Markt—ратуша.(Stadhuis, Корнелиус де Вриндт, 1566), украшенная геральдическими символами. В центральной нише здания стоит статуя Девы Марии, покровительницы города, а рядом с ней расположены аллегорические скульптуры, изображающие Мудрость и Правосудие. Grote Markt окружают готические здания цехов и гильдий, многие из них существуют с XVI века, но были частично перестроены в XIX веке. Украшения фронтонов напоминают о занятии первых владельцев зданий, как Дома бондарей (Grote Markt, 5) или Дома торговцев (Grote Markt, 11). Дом Гильдии арбалетчиков (Grote Markt, 7) украшает позолоченная фигура св. Георгия, пронзающего копьем дракона.
- Рядом с Grote Markt расположен самый большой в Бельгии готический собор Антверпенской Богоматери (Onze Lieve Vrouwkathedraal). Собор был изначально спроектирован Жаном и Петером Аппельмансами в XIV веке. В 1434 и 1533 годах собор пострадал от пожаров, в 1566 и 1581 годах пережил иконоборческие восстания, в 1794—1800 годах был разграблен во время французской оккупации, но каждый раз его восстанавливали. Северная башня построена в стиле пламенеющей готики, южная башня должна была сравняться с северной по высоте (123 м), но из-за нехватки финансирования так и не была достроена. Здесь можно увидеть четыре работы Рубенса: «Вознесение Богоматери» (1625, над алтарем), «Воздвижение Креста» (1610), «Воскресение» (1612, в маленькой капелле, справа от алтаря) и «Снятие с Креста» (1612), написанные специально для собора. Также в соборе хранится мраморная статуя Мадонны XIV века.
- Строительство церкви Св. Иакова (Sint-Jacobskerli; Lange Nieuwstraat) в стиле поздней готики началось в XV веке, на месте, где останавливались на отдых паломники, а завершилось спустя 200 лет. Три нефа построены из белого песчаника в стиле брабантской готики. В отделке хора (1669) в стиле барокко насчитывается до 100 видов мрамора. Здесь находится 23 алтаря и 7 часовен. В небольшой часовне за главным алтарем похоронен Рубенс. Здесь висит картина «Богоматерь в окружении святых», которую Рубенс написал специально для места своего захоронения. Считается, что в образе св. Георгия художник изобразил себя.
- Церковь Св. Карла Борромея (Sint-Carolus-Borromeuskerk) была построена иезуитами в 1621 году. К сожалению, большая часть мраморного интерьера, включая 39 росписей Рубенса и других художников, погибла в пожаре 1718 года. Тем не менее искусство барокко в его расцвете можно увидеть в маленькой капелле Богоматери (от входа направо), которую пощадило пламя.
- Белая готическая церковь Св. Павла (Sint-Pauluskerk) принадлежала доминиканскому монастырю. Церковь пережила много пожаров, последним из которых случился в 1968 году. Интерьер выполнен в стиле барокко, сохранились главный алтарь и резная деревянная исповедальня, старинный орган, мраморные украшения и картины фламандских живописцев XVII века.
- Stadspark (Стадспарк, «городской парк»), расположенный недалеко от Frankrijklei (ул. Франкрейклей) — самый большой парк города. Извилистые тропинки вокруг центрального озера — излюбленное место прогулок горожан.
- В центре старого города, на Leopoldstraat (ул. Леополдстрат), расположен Сад трав (Kruidtuin). Он был разбит в начале XIX века для студентов-медиков, и сейчас здесь растет около 2 000 видов растений.
- Дом Рубенса (Ruhenshuis) расположен вблизи Сада трав. Городские власти приобрели его в 1937 году. С тех пор он был реконструирован по оригинальным чертежам и стал одной из главных достопримечательностей Антверпена. Этот особняк в стиле барокко Рубенс построил в 1611 году, когда ему было 34 года. Здесь же он умер 29 лет спустя. Здание разделено на две части: слева находятся жилая часть и картинная галерея, где Рубенс хранил свою коллекцию произведений искусства, справа — мастерская, где художник давал уроки и работал. Около входа — барочный портик, за которым разбит сад. Большая часть мебели относится к эпохе Рубенса. Работ художника здесь представлено совсем немного, в основном второстепенные.
- Девичий дом (Maagdenhuis) - в XVI и XVII веках здесь был приют для сирот и девушек из бедных семей. Сегодня здание занимает Городской центр социального обеспечения, а в бывшей домовой часовне разместилась коллекция произведений искусства. Здесь хранятся работы Рубенса, Ван Дейка, Якоба Йорданса, образцы антверпенской керамики, мебель XV—XVII веков и документы XII— XVI веков, включая самую старую печать города Антверпена на документе 1233 года.
- В величественных залах здания Королевского музея изящных искусств (Koninklijk Museum voor Schone Kunsten) обычно располагается самая впечатляющая коллекция нидерландской и фламандской живописи во всей Бельгии, начиная с XIV века и до нашего времени. Сейчас музей находится на реконструкции, открытие запланировано на 2017 год. Его богатая коллекция временно распределена между несколькими музеями Антверпена. Из нидерландских мастеров в коллекции представлены Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг, Рогир ван дер Вейден и Герард Давид. Среди главных экспонатов — «Святая Варвара» ван Эйка, «Христос с музицирующими ангелами» Ганса Мемлинга и «Портрет Филиппа де Крой» Рогира ван дер Вейдена. Из работ XVI века выделяется триптих «Оплакивание Христа» (его также называют «Триптих Гильдии столяров») Квентина Массейса. Почетное место в музее занимают полотна мастеров XVII века. Здесь есть несколько больших картин Рубенса, например, знаменитое «Поклонение волхвов» (1624), а также «Как поют старики, так дудят молодые» (1638) Якоба Йорданса и «Портрет Мартина Пепина» (1632) Ван Дейка. Современное искусство представлено работами Джеймса Энсора, Константа Пермеке, Рика Вотерса, а также сюрреалистов Рене Магритта и Поля Дельво.